Вы пришли на приём к неврологу , на консультацию к логопеду, и можете услышать много незнакомых слов.
Мы хотим Вам помочь лучше ориентироваться в специальной терминологии.
1. АГРАММАТИЗМ - (от греч. agrammatos- нечленораздельный)
– нарушение речевой деятельности, выражающееся в неправильном использовании грамматической системы языка. Различают импрессивный А. – ошибки в понимании значения грамматических конструкций, а также экспрессивный А. – ошибки в грамматическом оформлении активной речи. А. возникает вследствие поражения определенных (речевых) зон коры головного мозга. Обычно является симптомом афазии; у детей наблюдается при алалиях. Явления А. могут быть компенсированы в результате специального восстановительного обучения.
2. АЛАЛИЯ (от греч. а- приставка со значением отрицания и lalia – речь) – отсутствие или ограничение способности пользоваться речью при сохранном слухе и интеллекте. Проявляется в стойком недоразвитии механизмов владения фонетико-фонематическими, лексическими и грамматическими средствами языка. Возникает в результате недоразвития или поражения (при травмах, энцефалите и др.) в доречевом периоде развития речевых зон коры больших полушарий головного мозга.
Различают моторную и сенсорную А. (последняя встречается значительно реже; иногда наблюдается смешанная форма – сенсомоторная А.). Моторная А. характеризуется преимущественным недоразвитием звуковой (экспрессивной) стороны речи при достаточно сохранном ее понимании. При сенсорной А. отсутствует понимание речи, вследствие чего не происходит овладение ею.
При А. ограничение речевого общения приводит к вторичному недоразвитию высших психических функций (внимания, памяти, мышления).
3. АНАЛИЗАТОР - сложная анатомо-физиологическая ситема, обеспечивающая воприяти, анализ и синтез раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма. Функционирование А. в норме обеспечивает целесообразную реакцию организма на изменение условий, что способствует его приспособлению к окружающему миру и поддержанию равновесия внутренней среды.
3. АНАМНЕЗ (от греч. anamnesis – воспоминание) – совокупность сведений об условиях возникновения и протекания болезни, получаемых от самого больного, а также его близких с целью постановки и уточнения диагноза. А. аномальных детей, помимо медицинских данных, должен включать также информацию о развитии моторики, речи, игровой и познавательной деятельности.
4. АСФИКСИЯ НОВОРОЖДЕННЫХ (от греч. а - приставка со значением отрицания и sphуgmos - пульс) - кислородное голодание плода в момент родов. При А. происходит нарушение функций ЦНС вследствие недостатка снабжения кислородом головного мозга. Длительная А. (5-7 мин.) приводит к необратимым изменениям ЦНС, в дальнейшем к проявлениям умственной отсталости, речевых нарушений, ДЦП.
5.АУТИЗМ (от греч. autos — сам) – состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими.
6. АФАЗИЯ (от греч. а- приставка со значением отрицания и phasis – высказывание) – нарушение речи, проявляющееся в полной или частичной утрате способности пользоваться языковыми средствами при сохранении функций артикуляционного аппарата и слуха. Возникает при органических поражениях речевых отделов коры головного мозга в результате перенесенных заболеваний и травм, опухолей, воспалительных процессов. В отличие от алалии при А. нарушается функция уже сформировавшейся речевой системы.
7. АФОНИЯ (от греч. а- приставка со значением отрицания и phone – голос) – неспособность к звучной и громкой речи при сохранной шепотной речи. Истинная (гортанная) А. бывает вызвана поражениями артикуляционного аппарата (вследствие острых и хронических заболеваний гортани и т. п.). Функциональная А. возникает как следствие психических травм при истерии и неврозах. В результате нарушения нервной регуляции речедвигательного аппарата не происходит полноценного смыкания голосовых связок. Функциональная А. излечивается преимущественно методами психотерапии.
8. ГИПЕРАКТИВНОСТЬ – комплексное нарушение поведения и познавательных процессов; проявляется не свойственными для нормального ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью, повышенной двигательной активностью.
Исследования в этой области привели ученых к выводу, что в данном случае причиной нарушений поведения выступает дисбаланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе. Был локализован и «участок ответственности» за данную проблему – ретикулярная формация. Этот отдел ЦНС «отвечает» за человеческую энергию, за двигательную активность и выраженность эмоций, воздействуя на кору больших полушарий и другие вышележащие структуры. Вследствие различных органических нарушений ретикулярная формация может находиться в перевозбужденном состоянии, и поэтому ребенок становится расторможен. Непосредственной причиной нарушения называли минимальную мозговую дисфункцию, то есть множество микроповреждений мозговых структур (возникающих вследствие родовой травмы, асфиксии новорожденных и множества подобных причин). При этом грубые очаговые повреждения мозга отсутствуют. В зависимости от степени поражения ретикулярной формации и нарушений со стороны близлежащих отделов мозга возникают более или менее выраженные проявления двигательной расторможенности. Именно на моторном компоненте этого нарушения и сосредоточили внимание отечественные исследователи, назвав его гипердинамическим синдромом.
9. ГИПЕРДИНАМИЧЕСКИЙ СИНДРОМ (от греч. hyper – чрезмерно и dynamis – сила), синдром двигательной расторможенности – наиболее распространенное проявление раннего поражения ЦНС, выражающееся в чрезмерной активности, суетливости, раздражительности, неспособности к целенаправленному и организованному поведению. Заметно усиливается при утомлении и соматических заболеваниях. Наиболее выражен у детей, страдающих церебрастенией, у которых повышенная утомляемость препятствует произвольной регуляции поведения. Обычно проходит к 11–12 годам, но в подростковом возрасте возможны обострения. Дети с Г. с. требуют особого подхода – дозирования нагрузок, смены видов деятельности.
10. ДАУНА БОЛЕЗНЬ , синдром Дауна - хромосомная болезнь, одна из форм олигофрении, при которой умственная отсталость сочетается со своеобразным внешним обликом больного. Впервые описана в 1866 г. Л. Дауном под названием "многолизм".
11. ДЕФЕКТ (от лат. defectus - недостаток) - физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребёнка.
12. ДЕФЕКТОЛОГИЯ (от лат. defectus - недостаток и греч. logos - учение, наука) - наука о психофизических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания. В Д. входит ряд разделов специальной педагогики: сурпедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия. Д. изучает также проблемы обучения и воспитания детей с нарушениеми опорно-двигательного аппарата, с ЗПР, а также со сложными дефектами.
13. ДИСГРАФИЯ (от греч. dis - приставка, означающая расстройство, и grapho - пишу) - частичное специфическое расстройство процесса письма. Проявляется в нестойких оптико-пространственных образах букв, в искажении звукослогового состава слова и структуры предложения. В основе Д. у детей обычно лежит недоразвитие устной речи, в частности наблюдается неполноценность фонематического слуха и недостатки произношения, препятствующие овладению фонетическим (звуковым) составом слова. Наиболее тяжелая степень этого нарушения - аграфия - полная неспособность к овладению навыком письма.
14. ДИСЛАЛИЯ (от греч. dis - приставка, означающая расстройство, и lalia - речь) - нарушение произношения звуков и их сочетаний, вызванное анатомическими дефектами артикуляционного аппарата (механическая Д.), неблагоприятными условиями развития речи либо нарушениями фонематического восприятия (функциональная Д.). Крайне выраженная форма - алалия. Коррекция Д. осуществляется при помощи специальных логопедических упражнений, направленных на формирование навыков произношения и слухового различения звуков, устранение недостатков речевой моторики, предупреждение возможных нарушений чтения и письма.
15. ДИСЛЕКСИЯ (от греч. dis - приставка, означающая расстройство, и lego - читаю) - нарушение чтения,вызванное поражением или недоразвитием речевых отделов ЦНС. Дети,страдающие Д.,испытывают затруднения в восприятии и понимании текстов, что выражается в замедленном характере чтения, частых несовпадениях воспроизводимого текста и оригинала. Д. связана в общими нарушениями в развитии речи, что обусловливает комплексный характер коррекционной работы.
16. ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)
- особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребёнка. Может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребёнка (гармонический инфантилизм), соматическими заболеваниями, органическими поражениями ЦНС (минимальная мозговая дисфункция).
Дети с ЗПР оказываются неуспевающими с самого начала обучения. Однако недостаточность их интеллекта правильнее определить не как отсталость, а как отставание. Под ЗПР в отечественной науке понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально - волевых). ЗПР может иметь обратимый характер.
17. ЗАИКАНИЕ - сложное нарушение речи, характеризующееся расстройством её ритма и плавности. Как правило, З. возникает у детей 2-5 лет, т.е. в период формирования развернутой фразовой речи, чаще - у легко возбудимых детей. Обостряется в связи с поступлением в школу, а также в подростковом и юношеском возрасте. Вызывается периодически возникающими судорогами мышц речевого аппарата: несколько кратковременных сокращений мышц приводит к непроизвольному повторению отдельных звуков или слогов - клоническое З., сильное длительное сокращение мышц вызывает задержку речи - тоническое З., часто отмечается смешанная форма З. К судорогам мышц речевого аппарата иногда присоединяются судороги лица и конечностей. Неспособность к полноценно оформленному речевому высказыванию создаёт серьёзные затруднения в общении.
18. ЛОГОПЕДИЯ (от греч. logos - слово, речь и paideia - воспитание, обучение) - педнаука, отрасль дефектологии, изучающая аномалии развития речи при нормальном слухе. Л. исследует природу, механизмы и проявления речевых нарушений.
Нарушение речи преодолеваются педагогическими методами, специальное обучение и коррекционно-воспитательные мероприятия по мере необходимости согласуются с медицинскими рекомендациями.
19. МИНИМАЛЬНАЯ МОЗГОВАЯ ДИСФУНКЦИЯ - нарушение функции ЦНС вследствие микроповреждений коры и подкорковых структур головного мозга. Возникают главным образом в результате кислородного голодания плода во внутриутробном периоде и в процессе родов. Поскольку в данном случае отсутствуют грубые органические повреждения, диагноз, как правило, ставится не сразу после рождения. Наиболее частое проявление М.м.д. - гипердинамический синдром.
20. ОЛИГОФРЕНИЯ - недоразвитие сложных форм психической деятельности, обусловленное патологической наследственностью, органическим поражением ЦНС во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития. При О. органическая недостаточность мозга носит непрогрессирующий характер. Поэтому дети-олигофрены способны у развитию, которое подчинено общим закономерностям психического развития ребёнка, но имеет специфические особенности, обусловленные типом нарушения ЦНС.
21. СЕНЗИТИВНЫЙ ВОЗРАСТ (от лат. sensibilitas - чувствительный) - этап возрастного развития ребёнка, наиболее благоприятный для освоения каких-либо видов деятельности, формирования определенных психических функций. Так, сензитивный период для развития речи - 1-3 года. яесли ребёнок в этом возрасте воспитывается в обедненной речевой среди, в условиях недостаточного речевого общения, это приводит к заметному отставанию в речевом развитии, компенсировать это отставание впоследствии оказывается весьма затруднительно. Установлено также, что в возрасте около 5 лет дети особенно чувствительны к развитию фонематического слуха, по прошествии этого срока такая чувствительность снижается. Сензитивный период для развития навыков письма - 6-8 лет.
22. УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ - стойкое нарушение познавательной деятельности, возникающее вследствие органического поражения головного мозга. Поражение может быть результатом воспалительного заболевания (энцефалитов и менингоэнцефалитов), интоксикации (эндокринной, обменной и др), ушибов головного мозга (родовых и бытовых травм), а также унаследованных генетических аномалий.
Понятие "У.о." также не тождественно понятию "олигофрения". Ребенок может страдать тяжелым заболеваниями нервной системы, но не быть умственно отсталым. Однако в других случаях то же заболевание может привести к У.о. Так что кроме олигофренов к умственно отсталым могут быть отнесены некоторые дети, страдающие шизофренией, эпилепсией, а также перенесшие энцефалит, травмы и др.
23. ЭПИЛЕПСИЯ (греч. epilepsia, от epilambano - схыватываю, нападаю) - хроническое нервно-психическое заболевание, проявляющееся в виде судорожных припадков с помрачением сознания, а таке постепенным развитием своеобразных черт личности (чрезмерный педантизм, "вязкость" мышления и поведения, резкая смена настроений и др.)
24. ЭХОЛАЛИЯ (по имени нимфы Эхо в древнегреческой мифологии: согласно преданию, Эхо окаменела и от неё остался только голос, способный повторять лишь окончания произнесенных в её присутствии слов) - автоматическое повторение услышанных слов, когда вместо ответа больной повторяет обращенных слов, когда вместе ответа больной повторяет обращенный к нему вопрос. Иногда встречается у детей на ранних этапах становления речи, не выступая симптомом патологии, впоследствии исчезает. Встречается при олигофрении (в основном имбецильности), наиболее выражена при аутизме и шизофрении.