ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ
Наверное, многие удивятся, услышав такое понятие, как логопедический массаж. Между тем, данный вид массажа используется уже достаточно давно, как один из успешных методов коррекционно-педагогического воздействия. С другой стороны, конкретные его приёмы продолжают разрабатываться и массаж этот пока не очень распространён.
Итак, логопедический массаж — это метод механического воздействия, изменяющий состояние мышц, тканей, нервов периферического речевого аппарата. Он относится к логопедическим техникам, способствующим нормализации произношения. Данный вид массажа успешно применяется при дизартрии, заикании, ринолалии, проблемах с тонусом мышц и других нарушениях речи. Подходит для разных возрастных групп — детей и взрослых.
Массаж лица и органов артикуляции
1. Массаж мышц лица
Для массажа мышц лица используются «рубящие» и скользящие (имитация бритья) движения ребром указательного пальца, поглаживание, похлопывание ладонями и кончиками пальцев. Необходимо делать одинаковое количество движений, как по часовой стрелке, так и против часовой стрелки.
Упражнение №1
Активизация мышц лица. Протрите каждую щеку по кругу по кругу варежкой из махровой ткани. Движения должны быть равномерными и энергичными, начинайте от крыльев носа, двигаясь кверху по направлению к вискам, а от висков — вниз.
Упражнение №2
Похлопывание пальцами по лицу ребенка «Побежали пальчики» Пройдитесь быстрыми энергичными движениями по щекам и губам ребенка.
Упражнение №3
Похлопывание ладонями по щекам ребенка. Основания кистей взрослого соединены под подбородком малыша, а его щеки охвачены ладонями. Хлопайте энергично, но не очень сильно.
Упражнение №4
Похлопывание указательным и средним пальцами по губам ребенка. При этом нужно произносить: «М-м-м-м... »
Упражнение №5
Игра «Звонок».
Произносится нараспев:
— «Стенка, стенка» (при этом надо похлопывать по щекам, как в упражнении №3),
— «Потолок» (прикоснуться ко лбу),
— «Две ступеньки» (указательным и средним пальцами похлопать по подбородку и верхней губе),
— «И — звонок: «Дзыынь!» (нажать указательным пальцем на кончик носа малыша).
Упражнение №6
Скользящие (бреющие) движения боковой стороной указательного пальца от висков ко рту малыша.
Упражнение №7
Рубящие движения ребром указательного пальца в направлении от висков ко рту.
Упражнение №8
Закрыть рот малыша и придержать нижнюю челюсть. Второй рукой провести от подбородка вниз по шее. Это учит сглатывать слюну.
2. Массаж ротовых мышц и языка ребенка
(Используется массажная зубная щетка или палец взрослого, обернутый бинтом).
1. Прохлопать кончиками пальцев вокруг рта по часовой стрелке и против часовой стрелки.
2. То же самое проделать медленнее, останавливаясь и как бы «ввинчиваясь вглубь» при каждом прикосновении.
3. Помассировать верхнегубные мышцы малыша: похлопать кончиком или подушечкой указательного пальца от носа к верхней губе.
4. Погладить мышцы ребенка в направлении от носа к верхней губе. Движения выполняется ребром указательного пальца.
5. Несколько раз нажать пружинящими движениями указательного и большого пальцев на точки в уголках рта. Затем свести уголки губ, имитируя их положение при произнесении звука «У». Обязательно произносить при этом «У-у-у».
6. Поместить указательный палец под нижнюю губу и подбивать ее вверх до смыкания с верхней губой. Произносить при этом «Ба-ба-ба»
7. «Пельменьчики»: смыкать губы малыша движениями большого и указательного пальцев. Эти движения должны напоминать те, что совершаются при лепке пирожков или пельменей. Произносите при этом «М-м-м».
8. Специальную массажную щетку или палец, обернутый бинтом, поместить ребенку в рот, расположив с внутренней стороны щеки. Совершать вращательные движения, поднимая мышцы вверх. Обязательно выполнять движения и справа и слева.
9. «Перетирать» изнутри мышцы обеих щек. Указательный палец со щеткой или бинтом во рту малыша, большой палец снаружи.
10. Пальцем поднять кончик языка ребенка к альвеолам (бугоркам за верхними зубами), произнося при этом «Да-да-да», «Та-та-та».
Массаж языка можно делать специальной массажной или зубной щеткой, хлопая и поглаживая по центру языка от кончика к корню и обратно.
Окончание массажа. Закрыть малышу рот и указательным пальцем помочь удержать рот закрытым, помочь сглотнуть. Упражнения наращивайте постепенно.
* Роль массажа в разные периоды развития ребёнка *
Двигательная способность человека развивается постепенно, проходя ряд последовательных этапов. Сначала — это рефлекторные движения новорожденного, затем — скоординированная двигательная активность взрослого, которая может совершенствоваться на протяжении жизни.
Развитие двигательных функций ребёнка достаточно сложный процесс, определяемый как поэтапным созреванием центральной нервной системы, так и различными внешним факторами. Зрелость ЦНС обеспечивает возможность работы мозга, а это основа формирования произвольной двигательной активности.
Для запоминания и овладения теми или иными движениями, ребёнку необходимо пройти несколько этапов, которые являются фундаментом для выполнения следующих навыков. Как пример: ребёнку необходимо научиться держать голову и выпрямлять спину, только тогда он сможет сидеть.
В случае нарушения правильного положения частей тела относительно друг друга, будет нарушаться траектория движений, что приведёт к синдрому двигательных нарушений. В результате затрудняется формирование правильных анатомических и функциональных связей между разными центрами и уровнями регуляции мышечного тонуса и движения. А это приводит к изменению и задержке моторного развития. С каждым скачком роста эти процессы будут усугубляться. Таким образом, синдром двигательных нарушений будет прогрессировать, что, в первую очередь, заметно отразится на нарушении осанки.
Пять основных временных интервалов развития ребёнка:
1. НОВОРОЖДЕННЫЙ ВОЗРАСТ:
со дня рождения до месяца.
2-5. ГРУДНОЙ ВОЗРАСТ:
с 1 до 3 мес.;
с 3 до 6 мес.;
с 6 до 9 мес.;
с 9 до 12 мес.
Грудной возраст поделён на несколько периодов, в которых необходимо выполнять определённые задачи.
ОТ МЕСЯЦА ДО ТРЁХ
Главные задачи:
Снятие гипертонуса, путём уравновешивания сгибателей и разгибателей;
Активизация различных ручных умений;
Обучение положительным эмоциям.
В массаже используются приёмы лёгкого поглаживания. Выполняется растирание стоп.
В гимнастике - рефлекторные упражнения: ползание, разгибание позвоночника, упражнение для стоп. Необходимо выкладывать ребёнка на животик, чтобы правильно формировался шейный лордоз.
ОТ ТРЁХ ДО ЧЕТЫРЁХ МЕСЯЦЕВ
Первоочередные задачи:
Полное уравновешивание сгибателей и разгибателей;
Стимуляция деятельности ручек;
Обучение навыкам изменения положения тела.
В приёмы массажа добавляются: растирания, разминания, вибрация.
В гимнастику вводятся пассивные и рефлекторные упражнения. Действия направлены на начальную тренировку мышечного корсета, прививания навыка поворота со спинки на животик, для формирования поясничного лордоза.
ОТ ЧЕТЫРЁХ ДО ШЕСТИ МЕСЯЦЕВ
Основные задачи:
Абсолютное уравновешивание мышц антагонистов;
Укрепление мышц спины, попытки обучить держанию спинки вертикально;
Воспитание двигательных навыков в ответ на звуковые сигналы.
Массаж - приёмы поглаживания, растирания, разминания и вибрации.
Гимнастика — упражнения на развития мышечного корсета, удерживания тела в вертикальном положении.
ОТ ШЕСТИ ДО ДЕСЯТИ МЕСЯЦЕВ
Необходимые задачи:
Обучение ползанию;
Укрепление всей мускулатуры;
Координация ритмичности движений;
Развитие понимания речи.
Массаж - те же манипуляции, что и в предыдущий период.
В гимнастике — выполнение пассивно-активных упражнений и уроков на обучение способности изменять положение тела.
ОТ ДЕСЯТИ ДО ЧЕТЫРНАДЦАТИ МЕСЯЦЕВ
Важные задачи:
Обучение максимальному разнообразию движений;
Выработке привычки к самостоятельной деятельности.
Выполняются все приёмы массажа, пассивные и активные упражнения с использованием предметов