Древний мыслитель и философ Китая Конфуций утверждал «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». Наш творческий, ищущий коллектив педагогов всегда стремится к самосовершенствованию и саморазвитию. Мы работаем на результат, поэтому стараемся использовать в своей работе, как фундаментальные знания, так и современный передовой опыт педагогов-новаторов.
«Методика формирования языковой системы (МФЯС)», разработанная московским логопедом-практиком Новиковой-Иванцовой Тамарой Никифоровной показалась нам настоящей находкой. Это методика была создана для работы с неговорящими детьми. Она успешно применяется логопедами в работе с разными категориями детей: с алалией, с задержкой речевого развития, с заиканием, с общим недоразвитием речи, с нарушением интеллекта, с синдромом Дауна и с РДА.
Основной стержень МФЯС - опора на онтогенетический принцип развития речи. В онтогенезе (в индивидуальном развитии человека) становление речи проходит несколько этапов. Самым первым речевым проявлением является крик. Крик носит рефлекторный характер и является реакцией на различные дискомфортные состояния (голод, боль, мокрые пеленки и пр.). У здорового новорожденного крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом. А у детей с органическим поражением ЦНС, у которых,в последствии выявляются расстройства речи, крик или пронзительный, или очень тихий в виде всхлипываний, или может отсутствовать вообще. Обычно период младенческих криков длится от рождения до 2 месяцев. На 2-3месяце жизни у ребенка появляется гуление и смех. Гуление - представляет собой певучее произнесение цепочек гласных звуков, близких к [а, у, ы], часто в сочетании с согласными [г, м]. Насторожить родителей в этот период должно отсутствие или недостаточность интонационной выразительности гуления, однообразное тихое гуление; отсутствие смеха. Гуление важный этап довербального (дословесного) развития речи. В это время наряду с подготовкой речевого аппарата к произношению звуков, осуществляется процесс развития понимания речи, когда малыш учится управлять интонацией.Здоровый ребенок рано начинает улавливать интонацию взрослого и реагировать именно на нее. Малыш улыбается, произносит удовлетворенно звуки, если взрослый говорит доброжелательным, ласковым тоном, и наоборот кричит, если взрослый сердится и в его голосе сердитая, раздраженная, недовольная интонация. Ребенок еще не понимает смысла обращенной к нему речи, но чутко реагирует на интонацию. Общение между ребенком и взрослым строится на эмоциональной основе. Это и есть первые уроки родного языка.
Следующая стадия лепет, длится примерно от 5 до 9 месяцев, который представляет собой многократное повторение слогов (ма, ба, па, да, на). Ребенок прислушивается к своему лепету и стремится повторить сочетания звуков, произносимых им самим (ма-ма-ма, ба-ба-ба и т.д.), роль слуха при этом весьма велика. Об этом говорит тот факт, что при врожденной глухоте у ребенка имеет место стадия гуления, но характерным является постепенное угасание звуков и полное отсутствие лепета.При лепете развивается длительность выдоха, активизируется слуховое внимание.
К 9-10 месяцам, кроме отдельных звуков и звукосочетаний, у ребенка появляются первые лепетные слова. Обычно они состоят из двух одинаковых слогов: мама, папа, баба, дядя. К концу второго полугодия появляется так называемая предметно-отнесенная речь – умение узнавать в словах людей и предметы. К концу первого года или в начале второго ребенок обычно произносит свое первое настоящее слово, осознанно начиная пользоваться речью. К году словарь состоит из 9-12, а иногда и большего количества слов (кис, му, ав, ам и др.). В большинстве случаев девочки начинают произносить слова раньше мальчиков. То же можно сказать и о появлении фразовой речи. Около 1,5-2 лет дети начинает говорить отдельными короткими фразами.
Если на одном из этих этапов произошел сбой, то страдает вся речевая система в целом и у ребенка наблюдаются речевые проблемы, которые очень беспокоят заботливых родителей. Наша задача восстановить эту цепочку. И методика Новиковой помогает полностью воспроизвести нормальное речевое развитие, поэтапно (воспроизвести речевой онтогенез).Дети учатся пропевать гласные, сочетания гласных (гуление), затем слоги (лепет), двухсложные слова и наконец, фразы.
Уникальность этой методики заключается еще и в том, что она не только дает возможность «запустить пусковой механизм» появления речи в случае ее отсутствия, но и помогает в работе логопеда с уже говорящими детьми по усвоению слоговой структуры слова, по нормализации темпо-ритмической стороны речи, голоса, по вызыванию и постановке звуков, формированию фразовой речи.
Часто, родители замечают у детей не только неправильное произношение отдельных звуков, но и нарушение слоговой структуры слова (Под понятием “слоговая структура” слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове.) Например, нарушение количества слогов: сокращение (пропуск) слога – “моток” = “молоток”; опускание слогообразующей гласной — “пинино” = “пианино” ; увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных – “команата” = “комната”. Нарушение последовательности слогов в слове: перестановка слогов – “деворе” = “дерево”; перестановка звуков соседних слогов – “гебемот” = “бегемот”. Искажение структуры отдельного слога: сокращение стечений согласных – “тул” = “стул”; вставки согласных в слог – “лимонт” = “лимон”. Уподобление слогов – “кококосы ” = “абрикосы”. Циклический повтор, настойчивое воспроизведение: “били…били…билитекарь”+ “библиотекарь”. Замена предшествующих звуков последующими:“нананасы”=“ананасы”. Смешение слов: в холодильнице”= “в хлебнице и холодильнике”.
Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы.При этом нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков.Следует учитывать, что у детей с нормальным речевым развитием в 3 [3,5]—4 [4,5] года такие ошибки полностью исчезают из речи, они способны воспроизвести слово любой слоговой структуры.
Новикова предлагает нам уникальную методику по усвоению слоговой структуры слова. Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. Выделяют два этапа работы: первый - подготовительный (работа по различению на слух неречевых звуков, ритмические упражнения). Цель данного этапа — подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.Второй - собственно коррекционный (работа ведется на вербальном (словесном) материале; цель этого этапа — непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка).
«Волшебные кнопки», «Веселые ручки», «Замки» - это методические приемы, предложенные Тамарой Никифоровной. Они дают возможность легко и увлекательно задействовать в работе по усвоению слоговой структуры слова и зрительное восприятие, и мелкую моторику, и сочетание речи с движением. Все это в комплексе дает неплохие результаты. Дети легче усваивают слоговую структуру слова.
Она предлагает и другие интересные методы и приемы логокоррекционной работы, которые мы успешно применяем в своей практике: пение гласных, слогов, слов, песенок; использование большого количества наглядности (символов звуков, картинок к песенкам, схем и моделей, рисунков); использование «цветных кнопок», игрушек, пальчиковых игр и т.д.
Но основным методом МФЯС конечно остается музыка. Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции. Специально подобранные мелодии снимают гнев и досаду, улучшают настроение. Известно, что с помощью музыки облегчается установление контакта с человеком. Поэтому наши педагоги часто используют музыкальные приемы с малышами и детьми постарше. В нашем центре все «дружат с музыкой»: и педагоги, и дети, и даже родители.
Медиками установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение. Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему. А если к музыке подключается еще и пение – это вдвойне усиливает эффективность логокоррекционной работы. Пение способствует развитию у детей дыхания, голоса, четкого произношения звуков, слоговых сочетаний; также вырабатывается путем «пения песенок» правильные слоговое и логическое ударения, ритмичность речи и даже совершенствуется связная речь. Стоит отметить, что на занятиях используется специальная музыка (5 определенных мелодий последовательно подобраны по этапам усвоения слоговой структуры слов).
Мы знаем, что методика МФЯС имеет хорошие отзывы коррекционных педагогов, логопедов, дефектологов и родителей детей с речевыми нарушениями по всей стране. Безусловно, педагоги, владеющие этой методикой и активно использующие ее наработки в своей практике, могут оказать реальную помощь детям с нарушениями речевой системы. Приходите к нам в центр и убедитесь в этом сами!
Автор статьи: О.Н. Губина (Логопед-дефектолог)
|