ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕЧИ! ШКОЛА ЗВУКОВ!ЛОГОПЕД! ИВАНОВО!

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Поговори со мною, доча…

Почему задержка речи у детей встречается все чаще, и как решать эту проблему

Марина Москалева (текст)

 

Старая шутка о том, что сначала ребенка учат ходить и говорить, а потом сидеть и молчать, к сожалению, теряет актуальность. Потому что все более распространенной проблемой становится задержка речи у детей. Это заметно даже на бытовом уровне. А уж специалисты наблюдают проблему, что называется, в полный рост. С чем это связано, и что делать? Наш эксперт – логопед МДОУ №67 Наталья Нестерихина.

 

Молчащих стало больше?

Согласно общероссийской статистике, количество детей, страдающих задержкой речи, за последние десять лет увеличилось почти втрое. Логопеды же сталкиваются с этим явлением в своей каждодневной работе.

«Ежегодно в январе мы полностью обследуем воспитанников детского сада, - рассказывает Наталья Нестерихина. – Среди четырехлетних хорошо говорят обычно 1-2 ребенка из группы. У остальных присутствуют те или иные дефекты речи. И обычно эти дефекты остаются при них и в пять лет, когда мы начинаем отбирать детей для логопедической группы. Особенно внимательно мы обследуем тех, кто идет в подготовительную группу. Если 10-15 лет назад проблемы этих групп сводились к наличию одного-двух детей, не выговаривающих звук «р», то теперь дефекты речи имеют до 50% детей».

Помимо количественных показателей, специалисты отмечают, что усложняется уровень дефектов речи, а разнообразие этих дефектов становится шире. К тому же замедлился темп коррекции: специалистам приходится долго «ставить» и долго закреплять звуки (если звук не закрепить, ребенок сможет рассказать что-то заученное, но со свободной речью будут возникать проблемы). Часто для полноценной коррекции не хватает даже двух лет занятий.

Как результат, перегружены и логопедические группы, и логопункты при детских садах, и даже частные логопеды. К хорошим специалистам детей возят не только из всех районов города, но и из области.  

 

В чем дело?

Логично задаться вопросом: в чем же причина?

Неврологи выделяют в качестве основной причины недоразвития речи у детей так называемую перинатальную энцефалопатию. Это поражение мозга, возникающее под влиянием неблагоприятных факторов во время беременности и родов: перенесенных мамой заболеваний (от краснухи до гриппа и герпеса), недоношенности ребенка, гипоксии, асфиксии во время родов. Последствия такого поражения могут быть скомпенсированы занятиями с логопедом, медикаментозным лечением.

Разумеется, есть и более серьезные случаи, когда нарушено не только речевое, но и психическое развитие ребенка. Но постановка диагноза – прерогатива невролога.

Но, с другой стороны, от болезней мамы не были застрахованы никогда. Так почему же проблема обострилась сейчас? Медики отмечают, что беременные женщины в массе своей сейчас хуже следят за своим здоровьем. Многие вынуждены работать буквально до последнего момента. Причем мамы думают о себе: «Я выдержу, я справлюсь!», но не думают о том, как их работа скажется на ребенке.

Есть и другой аспект проблемы. Часто задержка речи бывает связана не только (и не столько) с органическими изменениями, сколько с педагогической запущенностью. Дети растут в техногенной среде. И родителям проще дать ребенку игрушку, которая будет его развлекать, включить мультфильм или даже поставить простенькую игру на компьютере, чем пообщаться с маленьким человеком.

Как отмечает Наталья Нестерихина, изменились и мультфильмы. Далеко не всегда  авторы учитывают уровень развития речи детей, их словарный запас.

«Например, в сериале «Винкс» герои то и дело начинают рассуждать о любви, о каких-то отвлеченных проблемах, - отмечает Наталья Нестерихина. - Получается, что пятилетние девочки не понимают и половины, смотрят мультфильм, как набор картинок. И это уже не говоря о дикции героев многих мультфильмов».

 

Что делать?

Есть целые семьи, в которых дети начинают говорить поздно (возможно, дело в генетике). Но практика показывает, что уповать на то, что вы из числа таких семей и ребенок заговорит сам, слишком опасно. Дело может кончиться плохо. Крайние варианты, с которыми имеют дело специалисты, – это коррекционная школа вместо обычной, несформированная речь в шесть-семь лет, дисграфия (нарушение письма), замкнутость и комплексы.

«Начинать «беспокоиться» нужно уже лет с двух, - отмечает Наталья Нестерихина. - В два года у ребенка появляется осознание себя, желание контактировать с окружающими (и не только с мамой и папой). И если ребенок не может говорить, он начинает нервничать и переживать. А ведь в это время закладывается и характер, и отношение к миру. К счастью, сейчас все больше родителей, которые приводят ребенка на консультацию именно в два года. Даже если логопед не начнет заниматься с ребенком, он даст нужные рекомендации».

Одновременно стоит обратиться и к неврологу. Причем в дилемме: идти в обычную поликлинику или искать медицинское светило, специалисты выступают за второй вариант. Компетентный врач поможет найти решение проблемы максимально быстро.

 

А туда ли мы пришли?

Очень важно определить квалификацию логопеда и то, насколько он компетентен именно в вашей проблеме. Иначе можно не только напрасно потратить деньги, но и упустить драгоценное время.

Лучший вариант – чья-то рекомендация. Но, если ее нет, Наталья Нестерихина советует обратить внимание на несколько моментов.

Во-первых, это кабинет, в котором идет прием. Он должен быть правильно оборудован. В детских садах, в специализированных центрах, в поликлиниках проблем с этим возникнуть не должно.

Во-вторых, общение с вами. Логопед должен обратить внимание, прежде всего, на ребенка, и только затем – на родителей.

В-третьих, важны тембр голоса логопеда, манера общения с ребенком, умение найти с ним контакт.

И, наконец, главный показатель – результат работы.

«Минимальный результат должен быть виден через два-три занятия, ощутимый – через десять, - говорит Наталья Нестерихина. - А двадцать занятий – это рубеж, когда прогресс между «было» и «стало» должен быть очевидным. Вряд ли вам дадут какие-то гарантии. Я сама делаю это очень редко. В сложных случаях мы договариваемся с родителями на 10 пробных занятий. Если за это время мы видим хоть какие-то сдвиги, ребенок остается заниматься».

Ситуация когда ребенок восемь месяцев ходит на занятия, отлично общается с логопедом, но результат при этом нулевой, - ненормальна. Скорее всего, логопед неправильно выбрал методику работы с ребенком, а занятия носят поверхностный характер. Так что специалиста придется менять.

 

Есть контакт?

«Тонкий момент» - вопрос контакта ребенка с логопедом. Конечно, родителям спокойнее, когда малыш с удовольствием бежит на занятие.  Но это вовсе не гарантия успеха.

Иногда контакт может устанавливаться через трения и слезы. Причины бывают разные, начиная с того, что у ребенка просто нет другого способа выразить свое отношение к происходящему. Он может бояться всего, что с ним происходит, в штыки воспринимать любое нововведение. Например, часто детей пугает логопедический массаж (массаж мимических мышц лица, биологически активных точек, отвечающих за работу артикуляционного аппарата, и самое главное, массаж языка специальными зондами). Но это очень эффективный метод воздействия на речевой центр. Чтобы не шокировать ребенка, специалист идет к полноценному массажу 5-6 занятий: сначала гладит губки, щечки, ручки. Но все равно от негатива никто не застрахован.

«Если мы будем потакать ребенку, воз останется на прежнем месте, это нужно понимать», - говорит Наталья Нестерихина.

Так что на какое-то время родителям лучше набраться терпения, воздержаться от вопроса «Почему вы так грубо разговариваете с моим ребенком?» и встать на сторону специалиста.

 

Чем помочь?

Разумеется, перекладывать всю ответственность за развитие речи ребенка на специалистов не стоит. Вы и сами можете ему помочь.

Обязательно разговаривайте с ребенком. Говорить о том, что происходит вокруг, о том, кто и что делает. Если вы принесли новую игрушку, рассмотрите ее вместе с ребенком, расскажите о ней, пусть малыш покажет ее всем членам семьи.

Речь нужно вызывать. Ребенок научился говорить слово «мама»? Пусть зовет маму, ищет ее, обращается к ней. Научился говорить «да» - пусть говорит его всем членам семьи.

Большое значение имеют новые впечатления. Например, поход в театр или в цирк. Причем, когда дети просят там что-то купить, это не пустая трата денег. Ведь принесенный сувенир – это повод рассказать другим о проведенном выходном.

Ну и конечно, никто не отменял хороших мультфильмов, книг, бабушкиных потешек.

Полезно и развитие мелкой моторики. Причем дома интереснее не столько клеить кораблик или рисовать цветочек, сколько помогать в домашних делах. Пусть ребенок наберет гороха, фасоли, соберет черную смородину, подаст папе гвоздики.

После начала занятий с логопедом вам придется выполнять задания, которые будет давать специалист. Главное, ни при каких обстоятельствах не запускать проблему.

 

Врезки:

1

Недоразвитие речи:

3 уровень – нарушено звукопроизношение, грамматическая сторона речи, ребенок путает простые предлоги, допускает ошибки при склонении слов, рассказывает довольно схематично.

2 уровень – предлогов практически нет, аграмматизмы более грубые, связная речь состоит из коротких фраз.

1 уровень – ребенок разговаривает на уровне звукоподражания и лепета, связной речи практически нет и грамматических структур – тоже. Фразы строятся только на бытовом уровне.

 

2

До года родителям важно обращать внимание на моторное развитие ребенка: когда он начинает держать головку, сидеть, ходить. Если в семь месяцев малыш показывает картинки указательным пальцем, развитие речи пойдет благополучно.

 

3

Говорят, Эйнштейн молчал до пяти лет. Но Эйнштейн – гений. Ждать этого от всех детей не стоит. Пусть лучше ваш ребенок будет человеком с нормальным развитием.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Alexandria (10.02.2014)
Просмотров: 807 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • nnn-logoped.ucoz.net © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz